Аннотация: В статье автор рассматривает базовые принципы противодействия коррупции на основе анализа ответных реакций индивида на влияние окружающей среды. Автаркия и космополитизм соединяются в единую систему, обеспечивающую свободу личности – свободу мышления и свободу действий. Это позволяет вернуть сознание человека к активной роли в проектировании собственного настоящего и будущего. Описываемый вариант социализации человека практически лишает коррупционную деятельность основы в части иерархической зависимости и подчинённости. Кумулятивный эффект достигается естественно-логическим отторжением коррупции как экономически бесполезного инструмента.
Ключевые слова: коррупция, противодействие, автаркия, космополитизм, самостоятельность, кумулятивная стратегия
Понятие экономической автаркии в настоящее время не развито и не оформлено в практическом руководстве. Квазиэкономическая автаркия вырастает из биологической «диэтической» автаркии и тотчас приобретает этическую окраску. Перечисляя в «Политике» различные образы жизни, Аристотель называет кочевников, земледельцев, охотников и разбойников. Чем больше способов добывания пищи человек умеет соединить, тем более он независим. Экономики как сферы производства, распределения, и финансов и отношений людей по этому поводу естественно ещё нет, но автаркия характеризует физическую независимость человека от результатов коллективного труда. Богатство рассматривается по аналогии с природой, как естественные ограничения в пище и собственности.[1]Автаркийность соответствует принципам природы – естественной целесообразности, когда любое накопительство («про запас») не оправдано с позиции рационального поведения, следовательно, имеет непосредственное отношение к механизму саморегуляции индивида. Это свойство автаркии обнаруживает ценность и в настоящее время, так как уменьшает негативное воздействие искусственных регулятивных механизмов на формирование устойчивой и рациональной поведенческой модели личности.
В эпоху горбачёвской перестройки общепринятым было мнение о том, что теневая экономика – это порождение, присущее советской системе, которую можно исправить путём либерализации и перевода экономических механизмов на частную основу. Считалось, что по мере продвижения страны к рыночной экономике масштабы теневой экономики будут сокращаться, а легальной – возрастать. Спустя десятилетия стало очевидным – это системное заблуждение. Экономику «лихорадит» постоянно, а власть вынуждена обращаться к опыту недавнего прошлого (плановой экономике и централизованному управлению). Главным итогом существования коррумпированной системы власти является её антисоциальный, антиобщественный характер целеполагания и соответствующий набор средств достижения поставленных целей. Ущерб общественному развитию наносится не только за счёт увода значительной части финансовых средств в «теневую экономику», но и бесконтрольным расходованием ресурсов (природных, материальных, человеческих), т.е. очевидное снижение ресурсного потенциала для будущих поколений. Как полагают эксперты международного консорциума производителей древесины и природоохранных организаций Forest Trends, уже через 20-30 лет гигантский нелегальный бизнес может уничтожить самый большой лесной массив на планете[2], на 2500000 км2 территории Российской Федерации сегодня отмечается негативная экологическая ситуация. Чистый отток капитала из России в первом квартале 2014 г. составил 35,1 миллиарда долларов. Об этом говорится в официальных материалах ЦБ. Для сравнения, за первые три месяца 2011 года аналогичный показатель достиг 19,8 миллиарда долларов.[3] Вполне очевидно, что отсутствие сдерживающих механизмов обусловлено, с одной стороны, неписанным «Кодексом коррупционера», с другой – наличием «страховых вкладов» за пределами досягаемости российского правосудия.
Если первый шаг личности к противоправной деятельности обусловлен стремлением к покою, душевному равновесию и удовлетворённости, которые не достижимы законными путями, тогда причиной коррупции является не выбор средства, а мотивация индивида. В такой ситуации решение задачи «возврата человека на правильный путь» решается двумя способами: а) тотальным контролем со стороны государства, с сопутствующим жёстким диктатом правил и норм поведения либо, б) аскезой самого человека – его добровольным самоотречением от жизненных благ и удовольствий.
Возможен третий вариант – предоставление индивиду основ для созидательной работы в направлении самообеспечения и самодостаточности. В этом аспекте рассматривается передача человеку больших возможностей для удовлетворения насущных физиологических и духовных потребностей. Этот условный «излишек» генерирует активность и принуждает «хозяина» к поиску состояния удовлетворения на более высоком уровне потребностей, интересов и желаний, что предполагает стимулирование автаркии.
В общем виде автаркия определяет аскезу как свободу человека от преклонения перед коллективными догматами и в этом случае, он предстаёт не в роли бездумного исполнителя общественных установок, а в качестве самодостаточного организма, способного к воспроизводству самоудовлетворения жизнью. Этот вывод приводит к суждению о способности каждого члена общества достичь состояния блаженства, не прибегая к посторонней помощи, а прилагая собственные усилия и достигая собственных целей, при этом минимализм потребностей не является ключевой характеристикой.
Находясь под давлением социальных норм, общественных ограничений и государственных законов человек не только теряет свою физическую и духовную независимость, но и регулярно вовлекается в действия и поступки, противоречащие его нравственным установкам. Негативное воздействие внешнего окружения многократно усиливается с ростом числа контактов, актов взаимодействия, нарастания внутренней реакции на попытки проникновения в личное духовное пространство. Космополитизм в такой ситуации воспринимается как система взглядов сопутствующих, а зачастую и привносящих новое восприятие и понимание автаркии.
Усиление космополитических настроений в современном мире связано с тенденциями к мировой и региональной политической интеграции, экономической глобализации, развитию международных правовых институтов и утверждению концепций международной правосубъектности личности. Космополитизм в мировой экономике получил новое развитие с усилением влияния транснациональных корпораций. Ещё более заметно современный космополитизм проявился в культурной сфере, когда значительная часть населения земного шара, особенно молодое поколение, усваивает общие формы материальной и духовной культуры.
Связь автаркии и космополитизма зрима и объективна. Стремление индивида к самоопределению, свободному выбору жизненной стратегии составляет ядро прогрессивного развития личности, ту энергию социального совершенствования, которая не приемлет искусственных форм, сдерживающих и препятствующих сонаправленному движению социальных масс. Будучи самообеспеченным в настоящем и будущем, человек формирует мировоззрение не на подвижной платформе мировоззрения, когда асоциальные поступки мотивированы необходимостью выживания, а исходя из устойчивой жизненной позиции, системы нравственных норм и принципов, регулярно коррелирующих с нормами и принципами окружающих.
Сущность предлагаемой кумулятивной стратегии заключается в планомерном отказе индивида от государственной помощи, и, как следствие, уменьшается коррупционный потенциал, т.е. феномен коррупции лишается «питательной среды» и механизма самовозобновления. Привлекательность выносимых предложений состоит в естественно-рациональном обосновании такого пути общественного развития.
Аккумулируя теоретический, аналитический и эмпирический материал, автор предлагает к рассмотрению следующие принципы кумулятивной стратегии противодействия коррупции:
- Формирование гражданского общества обусловлено внутренними, эволюционными процессами, которые необходимо активизировать «снизу» – со стороны малых социальных групп и индивидов.
- Критерием развитости гражданского общества является удельный вес граждан, непосредственно участвующих в социальном контроле.
- Снижение роли и степени влияния государства на социальные процессы рассматривается как процесс обретения гражданами экономической, политической и социальной самостоятельности и независимости.
- Разрешение существующих социальных противоречий возможно лишь на междисциплинарном уровне.
Основанием для разработки кумулятивной стратегии противодействия коррупции является акцент на внутреннем состоянии индивида, отрицающего или принимающего на себя роль коррупционной направленности. Внутренняя мотивация, как базовый элемент, как пружина, приводящая в действие механику противоправных поступков, заслуживает пристального внимания и анализа.
Список литературы:
- Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. – М.: Мысль, 1983. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/aristot/01.php (дата обращения: 2.06.2014).
- Дэниелс А. Сибирским лесам угрожают нелегальные вырубки. URL: http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2009/12/091204_dalnerechensk_logging.shtm (дата обращения: 12.06.2014).
- Агентство РИФ. URL: http://www.rf-agency.ru/acn/stat_ru (дата обращения: 20.06.2014).
[1] Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. – М.: Мысль, 1983. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/aristot/01.php
[2] Дэниелс А. Сибирским лесам угрожают нелегальные вырубки. URL: http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2009/12/091204_dalnerechensk_logging.shtml (дата обращения: 12.06.2014).
[3] Агентство РИФ. URL: http://www.rf-agency.ru/acn/stat_ru (дата обращения: 20.06.2014).
Грошев И. Л.
кандидат социологических наук, доцент, кафедры маркетинга и муниципального управления
Тюменского государственного нефтегазового университета