Аннотация: В статье рассматривается необходимость имплементации статьи 20 Конвенции ООН против коррупции в действующий УК под названием «Незаконное обогащение».
Ключевые слова: коррупция, имплементация, конвенция, незаконное обогащение
Коррупция в современной России стала одной из главных проблем для установления успешного социального и правового государства, формированию гражданского общества. Чиновники все чаще пользуются пороками российского общественного сознания в котором прочно укрепилась мысль, что «любую проблему можно решить за деньги». В связи с этим остро встает необходимость в ужесточении ответственности высокопоставленных должностных лиц за различные деяния коррупционной направленности. Но одной из ключевых мер является введение в УК России статьи «Незаконное обогащение», которая содержится в Конвенции ООН против коррупции.
Напомним содержание данной статьи: «При условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое Государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать». Таким образом вся суть этого положения заключается в том, что именно неблагонадежный чиновник должен доказать, что его законные доходы равны его активам. В чем и заключается основной аргумент противников этого нововведения, поскольку это нарушает положение статьи 49 Конституции о том, что «обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность»
Однако, Россия 8 марта 2006г. ратифицировала Конвенцию ООН без каких-либо изъятий[1], а лишь с некоторыми заявлениями из которых следует, что Россия не обладает юрисдикцией в отношении деяния предусмотренного статьей 20. Эти заявления отнюдь не исключают необходимости введения статьи, поскольку статья 65 той же Конвенции гласит, что: «каждое Государство-участник принимает, в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства, необходимые меры, включая законодательные и административные меры, для обеспечения осуществления своих обязательств согласно настоящей Конвенции», кроме того в части второй той же статьи указывается: «каждое Государство-участник может принимать более строгие или суровые меры, чем меры, предусмотренные настоящей Конвенцией, для предупреждения коррупции и борьбы с ней». Таким образом России ничего не мешает ввести данный состав в УК.
Отметим, что антикоррупционное законодательство все же развивается в благоприятном направлении. В частности, положительным моментом является принятие N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», в котором заключены правовые основы установления контроля за расходами лиц на государственных должностях. В нём установлен точный перечень лиц, и указано четкое основание для такого контроля. «Основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей является достаточная информация о том, что данным лицом, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми совершена сделка по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) на сумму, превышающую общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки»[2]. Но это далеко не аналог 20 статьи, максимум что грозит недобросовестному чиновнику так это увольнение и отстранение от службы в государственных органах.
Приведем некоторые примеры. Прежде всего необходимо упомянуть те случаи, которые имели место быть в связи с подготовкой и проведением зимней Олимпиады в Сочи. По данным исследования Фонда борьбы с коррупцией А. Навального эксперты выявили что реальные затраты на проведение Игр составили полтора триллиона рублей вместо озвученных 214 миллиардов. Кроме того, постройка ряда спортивных объектов обошлась дороже чем ряд аналогов за рубежом, в большинстве случаев отсутствовали конкурсы на выбор подрядчиков, а сами подрядчики в итоге оказались в большинстве своем связаны с госслужащими[3]. Также нельзя не отметить дело компании «Оборонсервис» и бывшего министра обороны А. Сердюкова, которого пытались привлечь за хищения в итоге вылилось в смехотворную статью «Халатность» с последующей амнистией. Сделаем прогноз, что под амнистию попадет, и другая фигурантка по этому делу Е. Васильева. Последним «громким» событием стал арест губернатора Сахалина А. Хорошавина, который подозревается в получении взятки размером 5,6 миллиона долларов.
Отметим, что аналоги статьи 20 содержатся в законодательстве других стран, а именно в Гонконге, Бельгии, Литве, Франции. Все эти страны входят в топ-50 стран по рейтингу восприятия коррупции, а Россия, имеющая свой «особый» путь занимает в том же рейтинге занимает 136 место по итогам 2014г., наряду с Ираном, Камеруном, Кыргызстаном, Нигерией[4].
В России уже были некоторые инициативы для введения статьи «Незаконное обогащение» в УК. В сентябре 2011г. с законопроектом выступили депутаты от партии КПРФ: А. Д. Куликов, С. П. Обухов, Н. А. Останина, В. Ф. Рашкин, а затем в сентябре 2014г. голосование на сайте Российской общественной инициативы инициировал известный политический деятель А. Навальный. Все эти начинания так и не получили положительного ответа от властных уполномоченных органов.
Ключевой причиной игнорирования имплементации является отсутствие политической воли. Понятно, что данное нововведение будет работать против многих высокопоставленных чиновников, прочно связанных с самыми высшими эшелонами власти. Российская традиция «выгораживать своих» до сих пор живет и процветает в умах политической элиты России. Пока вместо действительно важных и нужных мер по противодействию коррупции законодатель предпочитает дробить состав мошенничества, вводить статью за оскорбление чувств верующих, вводить запрет на курение и мат в кино, запрет на усыновление американцами российских детей, то никаких положительных сдвигов к построению гражданского общества ждать не приходится.
Сделаем вывод, что введение в УК статьи «Незаконное обогащение» в условиях коррупции практически на всех уровнях власти, беззаконности и безнаказанности чиновничьего аппарата является объективной и неизбежной необходимостью. В противном случае Россию ждет не самое завидное будущее.
Список литературы:
- Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» // Российская газета. 2012. 5 декабря.
- Электронный ресурс [http://www.transparency.org]
- Электронный ресурс [[http://pravo.gov.ru]
- Энциклопедия трат Сочи 2014. PDF-версия // sochi.fbk.info/ru/
[1] Электронный ресурс [http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102105334] (дата обращения: 14.03.2015)
[2] Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» // Российская газета. 2012. 5 декабря.
[3] Энциклопедия трат Сочи 2014. С.16. PDF-версия // sochi.fbk.info/ru/
[4] Электронный ресурс [http://www.transparency.org/cpi2014/infographic]
Савченков А. В.
Аспирант кафедры уголовного права РГПУ им. Герцена