Обратная сторона глобализации: международный терроризм

Аннотация: Статья посвящена исследованию причин и возможных способов борьбы с международным терроризмом. Описывается связь терроризма с глобализационными процессами и различными сферами общественной жизни, а также пути преодоления данного социального конфликта.

Ключевые слова: глобализация, международный терроризм, борьба с международным терроризмом

Вечная дилемма общественного прогресса: мы делаем шаг вперед к технологическому совершенству, падая при этом в бездну моральной и нравственной беспомощности. Человечество подошло почти к идеальному правовому и законодательному закреплению прав и свобод человека, однако все эти усилия перемалываются в жерновах беспощадной либеральной экономики в глубине которой процветают стремления любыми способами максимизировать прибыль и ограничить вмешательство социальной политики государства в дела бизнес империй. Такие действия со стороны постиндустриальных обществ имеют последствия не только финансового характера. Уровень экономического развития государств напрямую коррелирует с уровнем общественной напряженности, которая в свою очередь порождает различные девиации, в том числе и криминальные. 

Одним из таких явлений обособился терроризм. Террор, пусть и не имеющий единого определения, давно престал быть просто криминальным явлением, в постмодернистском обществе это уже и идеология, и философия, и религия. Да и к тому же, хорошо оплачиваемая работа. Как показывает история, без претензий объяснить это современными терминами, терроризм появился довольно давно. Иные приравнивают к терроризму любое политическое убийство, и, таким образом, корни терроризма отодвигаются в античные времена (У. Лакер), если не в ещё более ранний период; другие считают терроризм феноменом конца ХХ века (И. Александер, В. Чаликова и др.). Французский историк М. Ферро возводит терроризм к «специфической исламской традиции Хошашин XI – XII вв.», а Н. Неймарк относит происхождение современного терроризма к эпохе пост-Наполеоновской Реставрации.[1] Как бы там ни было, сейчас мы имеем дело уже не столько с банальным выражением недовольства социальной несправедливостью, Морозов, например, считал целью террористической борьбы завоевание фактической свободы мысли, слова и безопасности личности от насилия – необходимых условий для «широкой проповеди социалистических идей»[2], а с хорошо отлаженной сетью террористических организаций, и даже террористических квазигосударств, таких как ИГИЛ. 

Думается, что глобализация в большой степени повлияла на становление международного терроризма, хотя, учитывая мнение, что глобализация идет на протяжении всего развития общества, терроризм, что называется, «поймал волну глобализации». Теперь, когда деньги можно переводить со счета на счет в оффшорах, а оружие или взрывчатые вещества можно доставить в любую точку земного шара,  когда информация стала крайне важным ресурсом, все эти факторы создали (безусловно неосознанно) благодатную почву для международной деятельности террористических групп. Кроме того, необходимо учитывать, что в век чрезвычайной динамики на геополитической арене, террористические группировки могут взращиваться и самими государствами, заинтересованными в дестабилизации обстановки в конкретном регионе. Однако практически все такие действия, пусть и просчитанные, все чаще становятся неудачными, поскольку вооруженная и обученная группировка, после выполнения своей задачи, выходит испод контроля и начинает осуществлять террористические атаки и вербовку новых членов по своему усмотрению.  

Вообще в качестве причин и характеристик международного терроризма можно выделить следующие:

  1. Политическая целесообразность. Международный террор очень тесно связан с политикой, во первых, потому что иногда сами политические элиты участвуют в их создании, а во вторых, потому что такие группировки способны сами повлиять на политику государств и очень часто для этого используются 
  2. Экономика. Экономические проблемы порождают социальную напряженность, конечно, само по себе это не может стать причиной терроризма, однако многие террористические группировки выступают именно против определенного экономического строя, считая, например, капитализм источником всех их бед. Кроме того, захватив газовый вентиль или нефтяную вышку, террористы уже сами способны участвовать в экономических отношениях, так ИГИЛ, охарактеризованное нами как квазигосударство, имеет доход от продажи природных ресурсов подконтрольных территорий $15 млн. в день.  
  3. Идеология. Терроризм чаще всего является результатом абсолютного убеждения в обладании высшей, окончательной истиной, уникальным рецептом «спасения» своего народа, группы или даже всего человечества. Террор, основанный на фундаментализме чрезвычайно опасен (без существенной разницы, какого он направления), хотя по признанию ученых современный международный терроризм – исламистский.

Вопрос борьбы с международным терроризмом всегда стоял очень остро, принимались как международные акты, так и внутренние акты государств, для обеспечения национальной безопасности. Однако теперь уже ясно, что одной только силой невозможно победить международный террор, необходим комплексный подход на всех уровнях социального регулирования. 

Во первых – борьба непосредственно с террористическими ячейками, которые должны включать как силовые операции, так и психологическую работу с осужденными в терроризме и их последующую ресоциализацию.

Во вторых – работа с населением. Это и образование и привитие определенных нравственных устоев, что в последствии позволит отказаться от практики применения насилия. 

В третьих – экономический. Наиболее распространен взгляд, согласно которому процессы, связанные с развитием мировой торговли и финансовых рисков, предстают факторами, способствующими распространению международного терроризма. Расширение торговых связей воспринимается как фактор усиления рисков незаконного ввоза оружия международными террористическими формированиями, контроль за которым существенно ослаблен в условиях либерализации правил внешней торговли. Увеличение объемов оборота финансовых средств, достигающего в сутки до двух триллионов долларов, также рассматривается как реальная угроза бесконтрольного финансирования международных террористических сетей.
Большой интерес у современных политиков вызывает относительно новая позиция ряда исследователей, считающих, что экономическая глобализация имеет результатом сокращение транснационального терроризма.
Эта менее распространенная в научной литературе точка зрения привлекает внимание своей конструктивностью в плане разработки экономических стратегий противодействия терроризму. Сторонники данной точки зрения выдвигают положение, согласно которому утверждается, что экономическая глобализация, способствуя экономическому развитию, сокращает социальную базу терроризма, что ведет к снижению активности террористических групп. Мировая торговля и оборот капитала, обусловливающие ускорение экономического развития, содействуют постепенному решению проблемы социального неравенства, что в конечном итоге ведет к сокращению рисков вовлечения в сферу террористической активности беднейших слоев населения.[3]

Таким образом, можно сказать, что в эпоху глобализации терроризм приобрел новые формы, что требует необходимым сообразно отвечать на эти угрозы. Конечно, полное уничтожение терроризма как социального феномена вряд ли возможно, поскольку многие будут прибегать к нему, видя в нем быстрый способ повлиять на государство. 

Список литературы:

  1. О. В. Будницкий. Терроризм: история и современность. АЙРЕКС (1994-1995)
  2. Морозов Н.А.Террористическая борьба. Лондон (на самом деле – Женева), 1880. С.6-7.
  3. В.Н. Лукин. Т.В. Мусиенко. Глобализация и международный терроризм: профили стратегии управления рисками // Теоретический журнал CREDO NEW.

[1] О. В. Будницкий. Терроризм: история и современность. АЙРЕКС (1994-1995)

[2] Морозов Н.А.Террористическая борьба. Лондон (на самом деле – Женева), 1880. С.6-7.

[3] В.Н. Лукин. Т.В. Мусиенко. Глобализация и международный терроризм: профили стратегии управления рисками // Теоретический журнал CREDO NEW.

Хохлов С. Н.

Оренбургский государственный университет