Аннотация: В статье автор указывает, что в современных условиях теневой молодёжный бизнес нельзя оценить однозначно. С одной стороны, данное явление обусловлено внутренними установками молодёжи, с другой – вызвано условиями внешней среды, характеризующейся высоким уровнем информационной насыщенности и нестабильности.
Ключевые слова: молодёжный бизнес, теневой бизнес, криминогенные тенденции, поддержка бизнес-активности, государственное управление
В современном мире, который характеризуется высокой интенсивностью изменений в различных сферах жизни общества, развитие молодёжной бизнес-активности представляет собой естественную адаптивную реакцию. Интенсификация бизнес-активных форм деятельности связана с рядом факторов, развитие которых коррелирует с актуализацией государственной поддержки предпринимательства и бизнеса.
- Высокая изменчивость внешней среды заставляет молодёжь искать дополнительные источники дохода с целью страхования жизненных рисков[1]. Чем выше нестабильность в общественных отношениях, тем более масштабным становится распространение форм малой теневой бизнес-активности.
- Диспропорции на рынке труда и значительная дивергенция между стоимостью атрибутов успешного человека и средней возможной заработной платой молодого специалиста приводят к необходимости выработки компенсирующих механизмов, которые актуализируются как в теневой, так и криминальной формах.
- Насыщенность информационной среды и организационных структур современной системы государственного управления мотивируют молодёжь минимизировать зависимость от государственной помощи, что также сказывается на стремлении к уходу от легализации деятельности.
- Стереотипизация массового сознания относительно успешности молодых бизнесменов, топ-менеджеров и пр. На текущий момент сохраняется тенденция соотнесения значимых условий успеха с проявлением негативного (криминального) социального капитала, использованием административных ресурсов, с выражением эгоистических и прагматических настроений[2]. Несмотря на тот факт, что значительная роль в стереотипических настроениях выражена в историческом опыте населения России (приватизация, бизнес 90-х годов[3]), тенденция по-прежнему не меняется.
С целью анализа основных факторов, оказывающих влияние на интенсификацию развития теневого молодёжного бизнеса, автором статьи в сентябре 2014 года был проведён экспертный опрос (40 человек) представителей легализованной и теневой форм молодёжного бизнеса.
В качестве экспертов выступили представители из городов: Тюмень, Тобольск, Ялуторовск, Заводоуковск, Салехард, Надым, Новый Уренгой и др. Официально зарегистрированный бизнес был представлен у 46,6% экспертов; 53,4% составили так называемый теневой сектор.
Несмотря на позитивное в целом отношение к мерам государственной поддержки, значительная часть молодых предпринимателей по-прежнему считает обращение к официальным структурам потерянным временем (30%), но большая часть предпочтёт обратиться к ним, если возникнет такая необходимость (50 %). Данный факт, возможно, отражает недостаток временных ресурсов, либо стремление молодых бизнесменов полностью руководить своими процессами без стороннего вмешательства, ввиду затруднительности его использования или нежелания зависеть от внешних структур.
Давление со стороны внешних агентов экспертами отмечалось как незначительное, однако относительно теневых конкурентов, его ощущали 40% опрошенных. Со стороны других организаций-конкурентов оно присутствовало, исходя из оценки 25% экспертов. 13,8 % оценили давление государства посредством законопроектов, в то время как проверяющие органы превышали свои полномочия в меньшей степени (10,3%). В незначительной мере отмечено давление коллекторских агентств (7,1%) и кредитных учреждений (3,4 %). Таким образом, основной проблемой остаётся работа с конкурентной средой. Низкие проценты по коллекторским агентствам и кредитным организациям обусловлены скорее высокой осторожностью бизнесменов и отсутствием склонности к заёмным средствам среди представителей теневой сферы бизнеса.
Теневой бизнес представляет собой реакцию бизнес-сообщества на происходящие события в стране и качество системы управления бизнес-активностью. Для выявления наиболее значимых внутренних и внешних причин формирования теневого бизнес-кластера в среде молодёжи экспертам было предложено указать основные причины этого явления (рис.).
Таким образом, наибольшая проблема сконцентрирована в налоговом секторе. Несмотря на налоговые льготы и программы, ориентированные на начальный период работы малого бизнеса, бизнесмены по-прежнему настаивают на сложности и неадекватной политике налоговой системы. Печальным и показательным является факт, отражающий высокую нестабильность ситуации в стране – почти 47 % экспертов указали, что гарантии выживаемости бизнеса находятся на низком уровне, что не позволяет планировать бизнес-активное поведение для длительный срок. 36,7 % отметили, что бизнес-активность часто выступает в роли дополнительного дохода к основной трудовой деятельности. Учитывая тот факт, что это повышает покупательную способность молодёжи, в целом явление нельзя назвать негативным. Боязнь ответственности (26,7%) заключена в нежелании или неумении осуществлять рисковое поведение, что связано с недостаточным развитием навыков конкурентного бизнес-активного поведения.
Необходимость воздействия государства на теневую бизнес-активность обусловлена криминализованным потенциалом, содержащимся в способах её осуществления.
- Теневой бизнес не содержит ограничений по содержанию деятельности и ориентирован на прибыльные сектора, что может в конечном итоге переориентировать молодого человека на виды деятельности, запрещённые законом.
- Отсутствие законодательно закреплённых правил в данном бизнесе приводят к развитию силовых и иных не разрешённых форм конкуренции.
- Формирование теневых бизнес-секторов может стимулировать развитие организованных группировок, контролирующих тот или иной сектор, что может препятствовать попаданию в него легализованных агентов.
- Развитие привычки к теневой форме бизнес-активности впоследствии может получить распространение на иные формы деятельности, что приведёт к формированию устойчивых установок на делинквентные формы активности в целом.
На основе полученных результатов автор пришёл к выводу, что органы управления должны сконцентрировать свои действия в трёх основных направлениях: 1) вовлечение в предпринимательство активной и наиболее способной (подготовленной) части молодёжи; 2) способствовать переводу теневого бизнеса в легальные формы; 3) осуществлять контроль над теневым сектором. Выработка адекватной системы мониторинга и нивелирования теневой бизнес-активности позволит минимизировать интенсивность её развития и переориентировать часть деятельности в легализованную форму.
Список литературы:
- Гудков Л.Д., Дубин Б.В., Зоркая Н.А. Молодёжь России. – М.: Московская школа политических исследований, 2011. – 96 с.
- Исаева Н.В., Охотникова Л.В. Деловая активность населения – как фактор развития муниципальных образований. URL: http://iupr.ru/domains_data/files/zurnal_osnovnoy_5/Isaeva%20N.V.pdf. (дата обращения: 16.02.2015 г.).
- Найт Ф. Понятие риска и неопределенности // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. – 1994. № 5. С. 12–28.
[1] Найт Ф. Понятие риска и неопределенности // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. – 1994. № 5. С. 14.
[2] Гудков Л.Д., Дубин Б.В., Зоркая Н.А. Молодёжь России. – М.: Московская школа политических исследований, 2011. – С. 47.
[3] Исаева Н.В., Охотникова Л.В. Деловая активность населения – как фактор развития муниципальных образований http://iupr.ru/domains_data/files/zurnal_osnovnoy_5/Isaeva%20N.V.pdf.
Грошева Л. И.
преподаватель кафедры Гуманитарных и общенаучных дисциплин,
Тюменского высшего военно-инженерного командного училища (военный институт)
имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова