«Беловоротничковая» преступность: криминологический и экономический анализ

Аннотация: Статья посвящена беловоротничковой преступности в корпоративном секторе и в сфере деятельности публичных должностных лиц.

Ключевые слова: беловоротничковая преступность, должностные преступления, преступления против интересов службы, экономическая преступность, управление корпорациями

Беловоротничковую преступность, с определенной долей условности, можно отнести к элитарной. В обществе постмодерна публичные должностные лица, менеджеры корпораций, профессиональные участники рынка ценных бумаг, адвокаты, аудиторы,  нотариусы, эксперты, управляющие активами, врачи причиняют вред своим доверителям не от бедности или безысходности. Они делают это с использованием профессиональных навыков и благодаря доверию к своему статусу.

В последнее время аудиторские и консалтинговые компании отмечают тренд повышения спроса на такие услуги как финансовые расследования (forensic). Корыстные посягательства в периоды экономического спада традиционно демонстрируют тенденцию к росту, причем даже на фоне общего спада преступности. 

К сожалению, приходится признать неэффективность традиционных антикоррупционных практик в частном и публичном секторе. Внутренний и обязательный аудит, расширение политики транспарентности, стандарты профессиональной этики, усложненный алгоритм госзакупок, препятствия к легализации незаконных доходов, санкции правового характера – все эти меры не исключают возможность злоупотребления доверием общества в целом и конкретных выгодоприобретателей в частности. 

Концепция корпоративного гражданства не дает нам ответа на вопрос: почему первые лица корпораций демонстрируют столь крайние формы нелояльности к акционерам. Сегодня в России общим местом стала практика инициирования владельцами бизнеса уголовного преследования своих топ-менеджеров. Это, по меньшей мере, кризис доверия и грустный «обратный» эффект “менеджерской революции”.

Актуальны сегодня меры превенции в отношении извлечения незаконных выгод из факта обладания инсайдерской информацией. 

Довольно изощренные организационно-правовые средства используют крупные акционеры для умаления прав миноритариев. Появились новые профессиональные статусы: “конфликт-менеджер”, “кризисный менеджер”. Корпоративные войны,  рейдерские захваты, умышленное разглашение и использование конфиденциальной информации в частном секторе и в муниципальных/государственных масштабах обслуживаются профессионалами из аудиторских, юридических и IT-компаний.  

Виктимологические особенности беловоротничковой преступности очевидны. Часто потерпевшими может быть признан неопределенный круг лиц; жертва неперсонифицирована и не знает о том, что она жертва. Международные антикоррупционные конвенции выделяют такое проявление общественной опасности служебных преступлений как неэффективное использование бюджетных средств. В этой связи потерпевшими можно признать всех граждан страны, всех налогоплательщиков, всех реальных и потенциальных участников тендеров по освоению бюджетных средств. В корпоративном сегменте сегодня спроецированы многие традиции сферы публичных финансов: конкурсный подбор поставщиков и подрядчиков, откаты в пользу менеджеров-привратников или ЛПР (лиц, принимающих решения).

Для беловоротничковой преступности всегда была характерна максимальная латентность. Сегодня для выявления масштабов злоупотреблений ежегодные исследования инициируются крупными аудиторскими компаниями, корпорациями, составителями различных рейтингов прозрачности и коррупционности. У нас больше возможностей для анализа ситуации за счет согласованного общественного отклика, внимания к любым фактам со стороны СМИ.

Представляется, что главным препятствием на пути «беловоротничковых» злоупотреблений должны становиться профессиональные этические стандарты. Сегодня сложилась целая “библиотека” деклараций подобного рода. Это кодексы этики аудиторов, адвокатов, нотариусов, государственных служащих, судей; хартии бизнеса в целом и отдельных компаний в частности.  

Гипотетически, репутационные издержки должны быть значимым препятствием для тех, кто получает доход за счет делового или профессионального реноме. Невозможно объяснить с помощью линейной логики факты оформления заведомо подложных экспертных заключений в отношении подлинности предметов искусства и т.п. Опыт США показывает, что аудиторская компания Arthur Andersen (на тот момент из «большой пятёрки» аудиторских компаний мира), сумевшая 10 лет не замечать факт подложности публичной финансовой отчетности компании “Энрон” (Enron Corporation) вынуждена была покинуть рынок. А ведь в эти бренды вложены немалые ресурсы.  Сегодня это символы корпоративного мошенничества и коррупции.

Чтобы стать “белым воротничком” в любой сфере, приходится инвестировать в свой статус значительные средства (стоимость образования, лицензирования, условий доступа к профессии) и пройти систему фильтров, цензов. Почему на вершине профессиональной карьеры кому-то не жаль все это потерять – вот в чем неразрешимая загадка для криминологов, психологов, специалистов в области корпоративного и государственного управления и для общества постмодерна в целом.

Рейфе Александр

Балтийский институт экологии,

политики и права (БИЭПП), проректор